Праздник Входа Господня в Иерусалим – является одним из двунадесятых праздников Православной церкви и празднуется за неделю до Пасхи. В этот день вспоминается событие торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим накануне крестных страданий.
Множество народу встречало въезжающего на ослике Господа Иисуса Христа с ликованием, радостью и великой торжественностью подобно тому, как раньше встречали царей-победителей. «Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Евангелие от Матфея, гл. 21). В руках у людей были пальмовые ветви, их бросали по дороге, а многие под ноги подстилали свои одежды.
Так, торжественных встреч Христа Бога при жизни Христа было несколько: при рождении его встречали Волхвы с дарами, с великим почтением и радостью встретил его боголюбивый старец по имени Симеон, встретил его на реке Иордане и громогласно возвестил Иоанн Предтеча, и вот теперь народ его встречает в Иерусалиме с великим восторгом и надеждой на земное спасение.
Но из всех только один Иисус Христос знал, что вместо земного царствования и господства он несет Царство Небесное и вместо избавления от земного рабства он несет освобождение от рабства греху и страстям, а путь, ныне усеянный одеждами и ветвями, ведет к Голгофе.
«Христос пришел, как Бог бессмертный, убить пожиравшую род человеческий смерть и даровать нам бессмертие Своею победою над смертью, – а враги убили Его Самого по плоти, доставив чрез то, сами не зная, не ведая, величайшее благо человеческому роду, – и, без сомнения, были бы и они прощены взявшим на Себя грехи мира Агнцем Божиим, если бы покаялись в своем богоубийстве» (праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев), Толкование на Евангелие от Матфея).
В этот праздник православные христиане стремятся попасть на службу в храм и причаститься Христовых тайн, чтобы встретиться с Богом. Во время богослужения совершается освящение пальмовых ветвей (ваий), так, данный праздник в народе также получил название Неделею "Ваий" или "Цветоносною". На Руси он получил название "Вербного воскресенья", потому что в нашей стране это первое дерево, которое распускается к празднику. Молящиеся приходят в храм с вербами и на богослужении таинственно встречают невидимо грядущего Господа с веточками и с зажженными свечами.
Часто прихожане волнуются, что веточки вербы не осветятся, если на них не попадает святая вода. Но мы должны понимать, что освящение происходит благодатью Духа Святаго, по нашей вере и упованию, поэтому не стоит волноваться попала ли на веточку капелька святой воды или нет – верба освящена!
Принято освященную вербу сохранять у себя дома в святом углу вместе с иконами до следующего года. Также можно поставить веточки вербы в воду, и после того как они дадут корни, высадить в землю.
Встретим же и мы Господа Бога нашего Иисуса Христа с ликованием и радостью на сердце, как Многомилостивого Спасителя душ наших, Избавителя от страстей и прегрешений, как Вседержителя и бессмертного Царя! Всем Божией благодати и Ангела Хранителя!