Рождество Христово – один из двенадцати великих праздников нашей православной Церкви и первый великий праздник в мирском календарном году. В нашей стране Рождество Христово отмечается 7 января. В этот день мы празднуем рождение Иисуса Христа, который пришел в этот мир, чтобы спасти нас грешных, рождение надежды на прощение и исправление нашей души.
Думаю, уже каждый много раз слышал саму историю праздника Рождества Христова, но мало кто задумывался какой глубокий смысл в себе несет данных праздник.
История праздника подробно описана в Священном Писании:
В год рождения Иисуса Христа кесарь Август объявил перепись населения, поэтому Иосиф и беременная Мария отправились в Вифлеем, в родной город Иосифа. «Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына Своего Первенца, и спеленала его, и положила в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Евангелие от Луки, 2 глава).
Слово «ясли» в переводе означает кормушка для домашних животных. Но, задумайтесь, почему рождение Господа нашего Иисуса Христа было в таком месте? Все ждали приход мессии, царя… Так, святой Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский, указывает нам, что «полагается в яслях, быть может, для того, чтобы от начала научить нас смирению, а быть может, и для того, чтобы символически показать, что Он явился в мир сей – место, обитаемое нами, уподобившимися неразумным скотам (Пс.48, 13, 21). Ибо как ясли принадлежат скотам, так и мир сей – нам. Итак, мир – ясли, а мы – неразумные животные; а чтобы искупить нас от неразумия, для этого Он и явился здесь.»
Первыми, кто услышал о чуде Рождества Христова, стали обычные пастухи (Евангелие от Луки), перед которыми предстал Господень Ангел и сказал: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господень» (Евангелие от Луки, 2 глава). И тут же явилось многочисленное небесное воинство ангелов, которые славили и превозносили «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!», что означает «Слава Богу, на земле наступил мир!». Пастухи поспешили найти Марию, Иосифа и Младенца. Вернувшись же пастухи славили и хвалили Бога за то чудо, которое они увидели.
Но почему первую весть о рождении Иисуса Христа получили именно пастухи, простые и бедные люди? Почему ангел не явился служителям Церкви и ученым, которые занимались изучением Святых Писаний того времени? Святой Феофилакт толкует этот момент так: «Ангел является пастухам за простоту их нрава и незлобие, так как они видимо подражают образу жизни праведных, ибо и древние патриархи, Иаков, Моисей и Давид, были пастырями. Ангел не явился в Иерусалим фарисеям или книжникам, ибо они были вместилищем всякой злобы; а те, не будучи коварны, удостоились божественных видений. Господь показал этим, что Он с самого начала избрал и сделал проповедниками тех, которые простосердечнее других, ибо они пошли и стали проповедовать обо всем этом.»
И нарекли Младенцу имя Иисус.
В Евангелие от Матфея повествуется, что первыми, кто пришел к Младенцу Иисусу Христу были волхвы (мудрецы): «И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась перед местом, где был Младенец, увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью его, и, пав, поклонились Ему; и, отрыв сокровища свои, принесли ему дары: золото, ладан и смирну.»
Золото – как царю, ладан – как Богу и смирну – как символ того, что Иисусу Христу предстоит умереть и воскреснуть.
Вначале волхвы пришлю к царю Ироду, чтобы спросить о Младенце. Но он ничего об этом не знал и тайно попросил их выведать, где находится Младенец и все рассказать ему. Но после того как волхвы нашли и поклонились Младенцу, в ночь во сне они получили откровение не возвращаться к царю Ироду и идти в свою страну другим путем.
Что в этом повествовании символизируют волхвы из другой страны (чужие люди и язычники)? Святой Феофилакт отвечает нам на это так: «Для чего приходили волхвы? Для осуждения иудеев: ибо если волхвы, люди идолопоклонники, уверовали, то что остается в оправдание иудеям? Вместе с тем и для того, чтобы более просияла слава Христа, когда свидетельствуют волхвы, которые служили скорее демонам и были врагами Божиими.»
На кануне великого праздника Рождества Христова православные отмечают праздник «Сочельник» (это мирское название, уставное название «Навечерия»). Этот день строго поста и последний день продолжительного Рождественского поста. Этот пост подготавливает нас к радости самого праздника Рождества Христова, к принятию чуда, он нас умиротворяет и примеряет нас с Богом!
Так, желаем вам встретить праздник Рождества Христа с покаянием, смирением, простотой и незлобием, радостью и Божьей Благодатью!
Подробнее о празднике Рождества Христова можно прочитать: